Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Здесь лучшие карикатуры из журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь: https://t.me/cartalana

ЭНТОНИ РОДС "ПРОПАГАНДА (плакаты, карикатуры, кинофильмы Второй Мировой войны)", 2008

МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ


Четыре варианта на важную тему (дата не установлена, Англия). Автор Фугас (Сирил Кеннат Берд)

Надписи на плакатах:

На верхнем левом: "Никогда не знаешь, кто подслушает!"

На верхнем правом: "Будь осторожен, знай, где и что говорить!"

На нижнем левом: "Строго между этими четырьмя стенами!"

На нижнем правом: "Конечно, ничего страшного в том, что ты будешь об этом знать"

В нижней части каждого плаката: "Неосторожная болтовня стоит жизни"

Художник Фугас был убежден, что юмор сработает лучше в среде донимаемых войной англичан, чем суровые призывы. Он решил, что для вечно занятых лондонцев использование простых образов и фраз, которые усваивались буквально на бегу, было бы наиболее эффективно

Утонченные манеры художника Геймса выражали простые вещи (1942 г., Англия). Надпись на плакате: "Этот ребенок нашел неразорвавшийся боеприпас. Каждый день происходят несчастные случаи с неразорвавшимися боеприпасами, оставленными на полигонах. Всегда сообщайте в конце дня обо всех неразорвавшихся боеприпасах для их последующего уничтожения"

Многие плакаты, как и этот, призывали быть осторожными с оружием (1942 г. Англия). Художник Абрам Геймс. Надпись на плакате: "Игра с оружием может закончиться вот так!"


Предупреждение английским солдатам об опасности иметь дело с неисправным оружием (1942 г., Англия). Автор Абрам Геймс. Надпись на плакате: "Его карабин выстрелит. А мой? Забота об оружии - это забота о жизни"

Срочный призыв к донорам крови (1942 г., Англия). Автор Абрам Геймс. Надпись на плакате: "Срочно нужны доноры крови дм спасения жизни этих солдат! Служба переливания крови сухопутных сил"


Сюрреализм и фотомонтаж использованы для того, чтобы предупредить солдат о несчастных случаях (1942 г., Англия). Автор Абрам Геймс. Надпись на плакате: "Он хотел посмотреть, что там внутри. Каждый день в результате преднамеренных легкомысленных действий происходит множество несчастных случаев. Разборка боеприпасов незаконна, опасна и расточительна"

Плакаты художника Геймса и других художников из Министерства обороны развешивались в столовых, помещениях казарм, медпунктах и других местах, где собирались солдаты. Геймс, которому предоставили свободу творчества, стремился поднять художественный уровень солдат путем использования сюрреалистического воображения, фотомонтажа и другой подобной техники

Череп и шляпка девушки легкого поведения как источника венерической болезни (1943 г., Англия). Автор Реджинальд Маунт. Надпись на плакате: "Венерическая болезнь: здравствуй, дружок, идешь ко мне? Девушки легкого поведения распространяют сифилис и гонорею, которые, если их не лечить должным образом, могут привести к слепоте, безумию, параличу и преждевременной смерти. Если вы рискнули - сразу обратитесь за квалифицированной помощью. Лечение бесплатное и с сохранением врачебной тайны"

Этот плакат был создан по заказу Министерства информации для его кампании против венерических болезней в 1943-1944 годах


Домохозяек просили обходиться тем, что имеется у них (дата не установлена, Англия). Художник не установлен. Надпись на плакате: "Обходитесь тем, что имеете, и штопайте - говорит миссис Шей-и-Шей"

Просьба от Министерства топлива и энергетики экономить топливо (дата не установлена, Англия). Автор неизвестен. Надпись на плакате: "Битва за топливо. Выключите свой обогреватель, когда в доме уже тепло. Используйте меньше газа"


Англичане в конце концов хлебнули и таких поучений (дата не установлена, Англия). Художник Фиттон. Надпись на плакате: "Чистая тарелка означает чистую совесть. Не берите больше, чем можете съесть"

Призыв не отправляться в ненужные поездки (1942 г., Англия). Художник Берт Томас. Надпись на плакате: "Эта поездка вам действительно необходима?"

Символ силы христианства для победы над нацизмом (дата не установлена). Автор неизвестен. Надпись на плакате: "Верую..."

Этот плакат символически изображал нацистов противниками христианских ценностей. Размер креста по сравнению со свастикой подтверждал, что христианство одержит верх

Едкий антинацистский плакат, хотя относительно мягкий в сравнении с усилиями Америки (дата не установлена, Англия). Автор Е. Макнайт Кауфор. Надпись на плакате: "Для побежденных - сталь, а не хлеб!"

Немецкая почтовая марка с "черной" антибританской пародией: Сталин на месте королевы Елизаветы (1944 г., Германия). Автор неизвестен

Серп и молот и звезда Давида использовались для того, чтобы показать господство большевиков и евреев в Англии

Немецкая "черная" пародия на английскую почтовую марку (1944 г., Германия). Автор неизвестен

Плакат для Западной Африки (дата не установлена). Автор Дж. Олу Райт - местный художник

Суперобложка для иллюстрированной книги с "черным" юмором (1940 г., Англия). Автор Ойстрос. Надпись на иллюстрации: "Пожиратель трюфелей. Автор Ойстрос. Забавные рассказы и смешные картинки"


Образчик пропаганды для Ближнего Востока против стран Оси (дата не установлена). Автор неизвестен

Этот любопытный образчик пропаганды нарисован в стиле персидской миниатюры. Рузвельт и Сталин, предводительствуемые Черчиллем на белом коне, преследуют Гитлера, Тодзио и Муссолини, который был выбит из седла стрелой, посланной из лука Черчилля. Каллиграфическая подпись художника находится рядом с правой ногой коня Рузвельта

Выражение британской мощи после того, как события повернулись в пользу союзников (1945 г., Англия). Автор Севек. Надпись на плакате: "Вперед, на Японию!"

Обтекаемый стиль художника Севека напоминает плакаты художника Кассандра в двадцатые-тридцатые годы. Играющий мускулами гигант означает возобновившуюся веру англичан после пяти лет трудностей и лишений

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ. ИЗОЛЯЦИЯ И ВМЕШАТЕЛЬСТВО. 1932-1945

Самой великой пропагандистской силой, которую когда-либо видел мир, является американская киноиндустрия. Из книги Сиднея Роджерсона "пропаганда в следующей войне"

Хотя коммерческая реклама в США хорошо развита и уважаема больше, чем где-либо еще в мире, на политическую пропаганду там в общем не обращали особого внимания даже игнорировали ее. Американский народ, который не имел ничего против, чтобы на него воздействовали, призывая купить любую вещь - от зубной пасты до вертолета, - оставлял без внимания любые попытки оказать на себя какое-то политическое давление, особенно в области внешней политики. Народ считал пропаганду враждебным, не американским методом убеждения людей подписаться под доктриной, к которой он не испытывал никакого интереса. Для большинства американцев в двадцатых-тридцатых годах такое подозрение было основательно подтверждено позорными методами, с помощью которых, как они видели, пропаганда применялась фашистами, нацистами и коммунистами. До середины сороковых годов не было никаких попыток со стороны правительства оказать влияние на американцев в отношении внешней политики по очень простой причине - такие попытки почти наверняка имели бы обратный эффект.

В то время как нацисты захватывали страны Восточной и Западной Европы, сильные изоляционистские чувства американцев удерживали их от вступления в войну до тех пор, пока японцы не бомбардировали Перл Харбор


Нетерпение в отношении изоляционистов отражалось такими карикатуристами, как Клиффорд Берман и Лют Пиз. Надпись на верхней карикатуре: "Последний человек, соблюдающий. нейтралитет". Надпись на средней карикатуре: "Терпение в отношении с Германией"

Имелся также хороший прецедент. Во время Первой мировой войны американское правительство ничего не предприняло в отношении пропаганды, пока не прошла неделя после объявления войны в 1917 году. Затем президент Вильсон учредил Комитет по общественной информации, который возглавил один из его друзей - известный журналист Джордж Крил. При этом Вильсон предусмотрительно не стал называть этот комитет "пропагандистским". Комитет играл важную роль, объясняя американскому народу, почему он вступил в войну, он даже ведал вопросами пропаганды против врага. Это делалось главным образом печатанием соответствующих материалов и распространением их за линией фронта. Тем не менее, как только война закончилась, комитет был распущен, а фонды отозвали. Во время его короткого, но не бесславного существования отношение к нему со стороны одного из отделов Конгресса, большей части американских дипломатов и даже самого государственного венного секретаря было неприязненным.

Певица Кейт Смит всколыхнула гордость американцев за свою страну, исполнив песню "Господи, благослови Америку"

В период изоляции, т.е. между двумя мировыми войнами, необходимость в таком органе была даже еще меньше. Американцы были разочарованы результатами "войны, которая покончит с войнами", "войны, которая сделает мир безопасным для демократии". Версальский договор казалось, сделал немного больше, чем просто произвел на свет агрессивные диктаторские государства. Американцы повернулись спиной к Европе. Многие полагали, что виноваты обе стороны и что в 1917 году они соблазнились умелой английской пропагандой, поддавшись на такие лозунги, как "судьба западной цивилизации поставлена на карту", "группы-варвары", и рассказы о жестокостях германских войск в Бельгии. Когда в 1939 году Англия и Франция вновь вступили в воину с Германией, преобладающим чувством среди американцев было остаться в стороне от этого, а пропаганда с обеих сторон считалась подозрительной. По словам журналиста Джея Алана, "на Среднем Западе у вас такое чувство, что мужчины с охотничьими ружьями хотят подстрелить первого же пропагандиста, который упомянет бельгийских младенцев". Самым большим препятствием пропаганде союзников во Второй мировой войне была пропаганда, которая предшествовала вступлению Америки в Первую мировую войну.

Таково было положение, когда Франклин Д. Рузвельт стал президентом в 1933 году. Он был первым выдающимся американским политиком, полностью сознававшим опасность для Америки со стороны тоталитарных режимов, возникших в Европе. Но он также хорошо знал, что для того, чтобы убедить своих соотечественников, потребуются время, такт и терпение.

Карикатуры Клиффорда Берримана, посвященные давлению Германии на Турцию и СССР, а также высмеивающие советско-германское соглашение 1939 года

Надпись на карикатурах:

"Следующий!"

"Как долго продлится медовый месяц?

В своем радиообращении к американскому народу в сентябре 1939 года он сказал, что все они хотели услышать: "Эта нация останется нейтральной". Но после того как он описал кризис, который и привел к войне, он добавил: "Я все равно не могу просить каждого американца оставаться нейтральным также и в его мыслях. Даже человека, придерживающегося нейтральности, нельзя просить закрыть свою голову для совести". Он знал, что изоляционисты, большинство из них, отождествляли себя с демократическими государствами, чью форму правления они разделяли. Опрос Института изучения общественного мнения, проведенный в начале Второй мировой войны, показал, что 84% американцев были за победу союзников, в то время как за победу стран Оси выступало лишь 2% общественности. Но в любом случае это было еще далеко от желания сражаться на стороне союзников.

Популярный персонаж 1930-х годов Кинг-Конг как символ агрессии СССР и нацистской Германии

Изоляционисты были мощной силой, состоявшей из многих неоднородных элементов, начиная от "Протестующих ветеранов войны Америки" до католиков - американцев ирландского происхождения, от американцев, населявших Средний Запад, с естественной антипатией к обязательствам перед Европой, до крупной итальянской диаспоры, на которую произвели большое впечатление достижения Муссолини, от отца Гуглина до Чарльза Линдберга. Последний в своем выступлении по радио в сентябре 1941 гола сказал: "Самыми большими сторонниками идеи втягивания нас в войну являются англичане, евреи и президент Рузвельт".

Карикатура 1934 года, сделанная художником Херблоком, который предвидел завоевательские амбиции Гитлера еще до того, как американцы стали всерьез воспринимать нацизм

Другими хорошо организованными группами изоляционистов были организации "Американские крестоносцы", "Серебряные Рубахи", "Христианский фронт" и самая мощная из всех подобных организаций комитет "Америка прежде всего", который задействовал одно из первых рекламных агентств "Батон, Бартон Дюрштайн и Осборн" для организации пропагандистской кампании против вмешательства и помощи Англии. Кроме всего этого, существовало много социалистических организаций, находившихся в оппозиции к английскому империализму и его эксплуатации Индии, и коммунистическая партия, которая еще только оправлялась от кувырканий, к которым ее привело заключение пакта 1939 года между нацистами и Советами. От всех этих фанатиков исходил поток антианглийских поношений и пропаганды, которые легко находили восприимчивую аудиторию в людях, всегда предпочитавших мир войне.

Многие карикатуристы воспринимали Гитлера как шутку

Наиболее говорливым из всех этих изоляционистов был отец Гуглин. Каждую неделю он выступал по радио перед 3,5 миллиона американцев, предупреждая их о коварстве англичан и евреев. Он говорил, что президент Рузвельт - поджигатель войны и что его настоящим именем должно быть Розенфельд. Отец Гуглин редактировал пользовавшийся спросом журнал "Социальная справедливость", полный едва прикрытых оправданий нацистской Германии. У журнала был тираж в полмиллиона экземпляров. Журналист Маркус Чайлдс из города Сан-Луи говорил, что одна из статей в журнале была слово в слово переводом выступления Геббельса по радио. Oтец Гуглин истолковал выражение "бизнес на крови" для тех американцев, которые, по его утверждению, хотели ввязаться в войну в целях финансового обогащения. 19 февраля 1940 года его журнал опубликовал манифест под заголовком: "Осторожно - английский змей". Манифест состоял из нескольких частей, каждая из которых была обращена к одной из этнических групп, якобы пострадавших от рук англичан: американцев польского, ирландского и итальянского происхождения. Как священник отец Гуглин пользовался определенным иммунитетом от критики, и у него было много последователей.

Руководитель Германо-Американского Бунда Франц Кун. В конце тридцатых годов Бунд привлекал многих, кто симпатизировал Германии, но в 1939 году Бунд распался

Что же касается самих нацистов, то проблемы с их пропагандой в Соединенных Штатах были относительно просты (в сравнении с проблемами союзников). Нацисты знали, что они не могут ожидать никакой помощи от Америки.

Регистрационные карточки для членов Бунда и сочувствующих ему

Однако они могли, поддерживая группы, подобные отцу Гуглину, нейтрализовать Америку с тем, чтобы она не могла предоставлять адекватную или вообще какую-либо помощь Англии и Франции. Но они начали с ряда сомнительных предпосылок. Они исходили из того, что из всех демократических государств Америка потенциально является самой антиеврейской страной. Они думали, что могут рассчитывать на поддержку ряда своих антисемитских групп, таких как "Ку-клукс-клан", "Крестоносцы Америки", организация Пола Реверса, "Патриоты Америки". Они также полагали, что большая колония людей немецкого происхождения, всего около 20 миллионов, будет твердо на их стороне. Для этого Геббельс создал и поддерживал Германо-Американский Бунд, который возглавлялся фанатичным немцем Францем Куном, переехавшим в Соединенные Штаты в конце двадцатых годов. Но нацисты никогда не славились проницательностью (они в действительности относились к этому с презрением), и здесь они переиграли самих себя. Еврейские погромы в Германии и злобная антисемитская пропаганда нацистов только отдалили американцев, как бы они ни относились к евреям. Кроме того, нацисты, казалось, совершенно не понимали, что Соединенные Штаты - это не Швеция. Путем запугивания они привели маленькие государства Европы в бездействие своей угрожающей пропагандой - такими пугающими фильмами, как "Крещение огнем" о Польской кампании - и своей верой в то, что если достаточно часто прибегать к "большой лжи", то ей в конце концов поверят. Но на американцев не особенно произвела впечатление эта большая ложь, она только усилила антинацистские настроения. Нацистской пропаганде вскоре стало невозможно появляться на американской сцене, и даже первое поколение американцев немецкого происхождения быстро отмежевалось от Германо-Американского Бунда (чья кончина произошла в 1939 году, когда Францу Куну предъявили обвинения и заключили в тюрьму за воровство денег этой организации). Пропаганда по принципу "кровь зовет кровь", которая была так успешна в европейских странах, не произвела большого впечатления на Соединенные Штаты.

Несмотря на все это, проблемы, с которыми столкнулся президент Рузвельт после паления Франции в 1940 году, были огромными. Для американцев отрицательное отношение к Германии необязательно означало, что они должны были положительно относиться к врагам Германии. Убедить своих соотечественников в том, что Англию во что бы то ни стало следует спасать ради безопасности самой Америки, оказалось чрезвычайно трудным делом. Более того, убедить людей при демократии задача более трудная, чем убедить их при диктатуре. Эта последняя обладает тем великим преимуществом, что при ней решения принимаются быстро и сразу же предпринимаются соответствующие меры. Эти меры в свою очередь требуют, чтобы люди были готовы принять их без колебаний. И это они делают благодаря тому что им еще до того внушили соответствующие идеи. Но при демократии, далекой от безоговорочного принятия решений руководителями, существует зачастую и их критика. И хотя во время войны внутренние конфликты являются наиболее опасными, при демократическом строе их нельзя подавить. Все, на что могут надеяться пропагандисты-демократы, - это убедить людей, что на период войны лучше воздержаться от всех своих неотъемлемых прав - права роптать, отвергать призыв в армию, быть пацифистами или сознательно отказываться исполнять воинскую повинность, права ненавидеть негров, католиков, евреев, права выращивать в своем палисаднике цветы вместо картофеля.

Карикатуры Даниэля Фитцпатрика из газеты "Сан Луи Пост Диспэтч": "Впечатляющие образы немецкого Джаггернаута, созданные художником Фитцпатриком, вернули в страну опасность нацистской экспансии"

Надпись на карикатуре: Крылья над Европой. Среда 15 мая 1940 г.

Пропаганду труднее проводить в демократических странах, потому что здесь ложь можно легче распространять, чем при диктатуре. Большую ложь нельзя подавать беспрерывно, иначе она станет смехотворной и будет иметь обратный эффект. Поэтому отношение к пропаганде, принятое Департаментом пропаганды, организованным президентом Рузвельтом в 1940 году (естественно, не под этим наименованием) было таковым, что она всегда должна была сохранять сущность правды в отношении того, о чем она сообщала. Она могла приукрашивать правду, но всегда должно оставаться хоть чуточку правды, которую можно и приукрашивать.

В ноябре 1940 года Рузвельт послал полковника Донована в разведывательную поездку по основным фронтовым государствам. В ходе визита в Англию ему продемонстрировали английский Департамент психологической войны. Он так положительно охарактеризовал этот департамент, что в июле 1941 года Рузвельт назначил его координатором по вопросам информации военного характера. Он незамедлительно организовал Департамент политических методов ведения войны. К моменту событий в Перл Харборе этот департамент уже действовал, а затем он стал работать еще эффективнее. Эта организация сначала была известна под наименованием Управления фактов и цифр, основной задачей которого было разъяснить необходимость как можно большей помощи западным демократиям, за исключением участия в боевых действиях. В основном это управление указывало на то, что, если Германия успешно действуя в Европе, окажется достаточно сильной, чтобы пренебрегать доктриной Монро, при условии уничтожения английского флота, она предпримет нападение на Южную Америку. Пропагандисты знали, что американское общественное мнение было особенно чувствительным к этому.

Драматург и твердый сторонник военного вмешательства Роберт Шервуд был привлечен к работе в качестве пропагандиста. Он заявлял: "Если Великобритания будет разгромлена то быстро последует новая война, и вестись она будет в нашем полушарии". Другим красноречивым англофилом была журналистка Дороти Томпсон. Она отстаивала свою позицию военного вмешательства не ради Англии, а ради Америки.

В Германии Геббельс во всех средствах массовой информации контролировал пропагандистский аппарат, который немедленно реагировал на прикосновение его руки к румпелю. В Соединенных Штатах, так же как и в Англии пропаганду сбивало с толку множество еще не оперившихся департаментов, зачастую боровшихся друг с другом больше, чем с врагом. Американцы повторяли и усугубляли ошибки Англии, учредив две организации для ведения психологической войны - Управление военной информации и Управление стратегических служб (фактически Управление стратегической разведки), первое из которых было для открытой, или "белой" пропаганды, а второе - для скрытой, завуалированной, или, как ее еще называли, "черной" пропаганды. Оба эти учреждения желали предоставлять свою информацию президенту, который дело не улучшал, давая им неопределенные нечеткие в отношении обозначения сфер их полномочий указания.

Во главе Управления военной информации стоял хорошо известный радиокомментатор Элмер Дэвис. Его задача не облегчалась Вашингтоном, т.к. значительная прослойка в Конгрессе все еще считала пропаганду своего рода расточительным расходованием средств на бессмысленное бормотание. Его даже обвиняли в использовании этой организации для проталкивания дел Демократической партии - якобы Рузвельт и создал управление для этого. Но фактически Дэвис всегда жаловался, что он едва мог иметь доступ к президенту для получения указаний.

Его сотрудники в спешке собранные вместе в 1942 году, неизбежно включали многих иностранцев, некоторые из них были примадоннами, больше озабоченными своим продвижением, чем Америкой. Это дало пищу хорошо известному среди американцев подозрению об "иностранных интеллектуалах". У Дэвиса были также трения с высшим командованием некоторых служб, где генералы и адмиралы считали пропаганду тем чем являлась для них психиатрия, - излишней и недостойной мужчины. В ноябре 1942 года во время вторжения в Северную Африку генерал Эйзенхауэр заявил: "Я не много знаю о психологической войне, но хочу этому явлению предоставить шанс". После войны генерал армии Борд в своем заключительном докладе сказал, что пропаганда являлась тем видом политического и дипломатического оружия, которым пренебрегали и неумело пользовались.

Одной из наиболее успешных листовок было охранное свидетельство, по существу пропуск, разработанный Управлением военной информации. Листовки подбирались немецкими и итальянскими солдатами в Северной Африке, потому что они были уверены в хорошем обращении и выводе из зоны опасности

Надпись на листовке

ПРОПУСК

Немецкий солдат, который предъявляет этот пропуск, использует его как знак своею истинного желания сдаться. Он должен быть безоружен, о нем будут заботиться, он получит пищу и если необходимо -медицинское обслуживание и будет как можно скорее удален из опасной зоны

Американские органы пропаганды явно нельзя было сравнивать, по крайней мере в самом начале с громадным и монолитным аппаратом Геббельса. Но американцев, которых было трудно расшевелить, когда их в конце концов заставляли действовать, уже было трудно остановить, особенно в тех сферах, которые они считали своими. В двух из таких сфер во время Второй мировой войны они превзошли все другие государства в достижениях пропаганды. Одной из них было использование листовок для ведения наступательной пропаганды а другой - кинофильмы для демонстрации внутри страны.

Во время войны, когда границы перекрыты, листовки, сбрасываемые с самолетов, были самым верным способом воздействовать на моральное состояние гражданского населения враждебной страны. (Радио конечно является еще одним из таких способов, но многие люди боятся слушать запрещенные радиопередачи зарубежного радио). Но когда дела на войне идут плохо, то куда бы вы ни пошли по улицам города или за городом, вы натыкаетесь на листовки, которые день за днем, неделя за неделей рассказывают вам в самых простых фразах, что же происходит на войне, и тогда сказывается накопительный эффект. Американцы в своих листовках давали фактический материал без комментариев, рассказывая европейцам в самой краткой форме то, что их руководители скрывали от них - территории, захваченные союзниками, прогресс в боевых действиях на различных театрах. Американская авиация, которая господствовала в небе Германии, буквально завалила города противника бумагой.

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ 

cartalana.comⒸ 2009-2024 контакт: cartalana@cartalana. com